Похороны в Корее

Похороны в Корее

Когда-нибудь, рано или поздно, но нам придется покинуть нашу прекрасную Землю и направиться в чудесный девушка в печалимир духов. День перехода от жизни земной к жизни духа называется днем смерти, а у корейцев он называется «чжугын нар» или «дюгын нар».

В обычаях корейцев покойного хоронят на третий день после смерти. На протяжении всех 3-х дней для прощания с умершим приходят родственники, друзья, соседи, знакомые. Но случается иногда так, что обстоятельства заставляют отодвинуть день похорон, и тогда это можно сделать на 5, 7 или 9 день. Раньше в Корее, люди из высшего слоя общества (янбан) могли хоронить через три месяца после смерти. Раньше считали, что чем дольше покойный остается в доме, тем лучше.

В древней Корее соблюдали определенные правила при первых признаках приближающейся смерти. Если умирала женщина, то ее располагали в спальне (анбанг), а если мужчина, то его переносили в гостиную (саранбанг). С его правой стороны располагались мужчины в зависимости от возраста и последовательности родственных связей, а женщины занимали левую сторону.

Подготовка к похоронам

Сразу же после смерти у покойного прикрывали ватой ноздри и рот. Этим действием, по преданиям предков, задерживали душу в теле, а заодно еще и мешали выходу зловонного духа (янчи).

Тело умершего помещается в траурную комнату, накрывается полностью одеялом и отгораживается ширмой из ткани белого цвета. После этого родные и близкие начинают его оплакивать – это так называемый ритуал «ког».

Вызов духа

Обязательным пунктом традиций корейских похорон считается обряд вызова духа (чохон, хон, хон буроя сында, хоныл бурда или чхохон). Этот обряд проводится в первые полчаса-час после смерти старшим сыном или кем-нибудь из близких родственников. Ответственный за данный обряд человек должен взять одежду, одеваемую в последнее время покойным и подняться как можно выше (в частных домах – возможно на крышу, а в многоэтажках – выйти на балкон), встать лицом к северу и размахивая одеждой слева направо громко выкрикнуть имя покойного 3 раза. Этим она сообщает духам о смерти. Затем, он должен повернуться налево и вернуться обратно в дом по маршруту по которому шел. Вернувшись в дом, накрывают этой одеждой покойного или сворачивают ее в сверток и кладут у изголовья. Позже ее нужно будет сжечь на могиле. Данный обряд не совершается для детей, не достигших совершеннолетия. Так как по поверьям, душа ребенка еще не созрела и поэтому взрослой не считается. Она должна будет возродиться опять на земле, и уже в следующей жизни достичь зрелости, для жизни на Небесах. Исключение этого и других обрядов относится не только к детям, но и к неженатым (незамужним), так как их души тоже считаются недостаточно зрелыми и должны получить реинкарнацию. Но если у неженатого (незамужней) имелись дети, то их тогда хоронят по всем традициям и обрядам.

Омовение

Следующим этапом идет обмывание и одевание умершего. Это необходимо сделать до момента затвердевания тела. Эти процедуры для мужчины должен выполнять мужчина, а для женщины - женщина. Обмывание производят благовонной водой, затем умершего причесывают и остригают ногти на руках и на ногах. Обрезанные ногти собирают в специально сшитые маленькие мешочки и укладывают их сначала под одеяло, а затем уже в гроб. До момента одевания необходимо умершему в рот положить немного риса. Покойного одевают в самые лучшие одежды, в зимнее время допускается дополнительно пальто и головной убор. Под ладони кладут монеты или можно положить их рядом (полагают, что они могут понадобиться для прохода по пути в мир духов). Надевают сшитые рукавички, согласно древним преданиям по пути в мир духов нужно будет преодолеть колючее поле. Руки скрещивают на животе. При укладывании рук важно помнить, что у мужчины сверху левая рука, а у женщины - правая рука. Ноги, руки и плечи перевязывают 3-мя повязками.

До момента готовности гроба покойного укладывают на доску «семи звезд» (чхильсонпхан, чильсонпан). В этой доске просверлено 7 отверстий, которые символизируют созвездие Большой медведицы.

Мёндчжон - паспорт

Для умершего шьется специальное одеяло и подушка, крупными стежками из одного материала, обычно это красный шелк (ни подушка, ни одеяло ничем не заполняются). Также необходимо приобрести ткань красного цвета размером приблизительно 2 х 0,7 метра для изготовления «паспорта» (погребальное полотно - «мёнчжон», «мёнгдёнг», «чжосан гыль»), его несут перед похоронной процессией. На этом полотнище желтыми или белыми иероглифами пишется фамилия покойного и его род (пон). Впоследствии им накрывают гроб. Пока усопший лежит на чильсонпане мёнгдёнг («паспорт») не вывешивается.

Необходимо собрать личные вещи усопшего вплоть до постельных принадлежностей, их нужно будет на кладбище сжечь вместе с чильсонпаном.

Прощание

Также важно сделать черные нарукавные повязки для мужчин, а для женщин белые платки (кореянки-христианки надевают платки черного цвета). Платки и нарукавные повязки не снимаются членами семьи вплоть до окончания первых поминок (чеса, деса). А так же они одеваются и на следующие поминки: тор чеса (деса) и самнён чеса (деса), после этого можно снять и у изголовья покойного их сжечь.

В комнату с покойным вносят столик, на который ставятся фотография, 3 чашки с рисовой кашей (паби), 3 чашки с рисовой водкой (суль) и 3 чашки с закуской (по преданиям все порции делились между покойным, духом земли и духом неба). С момента смерти и до погребения умершего «кормят» 3 раза в сутки, это делает распорядитель. Вилку или палочки перекладывают от блюда к блюду, наливают водку и оплакивают. Делается три поклона. Если около покойного ставят свечи и благовония, то очень важно следить за тем, чтобы они не погасли. В день похорон кашу (паби) собирают в кулек и по дороге к кладбищу выбрасывают в речку, если же это практически невозможно сделать, то тогда этот кулек обливают водой и оставляют на обочине.

Когда приходят люди прощаться в дом, сначала подходят к покойному, не здороваясь ни с кем. Только после того как сделали поклоны можно подходить и здороваться с окружающими.

В комнате с покойным нужно выделить свободное место для того, чтобы приходящие для прощания родственники, друзья, коллеги могли выполнить глубокие поклоны. Важно помнить, что при входе в комнату, если покойный не в гробу, то делают один поклон, а если в гробу, то три глубоких поклона. Это необходимо помнить, потому как считается, что духи Неба и Земли придут за душой, когда он лежит в гробу и соответственно 3 поклона делаются духам и покойному. А одинарный поклон делается только душе. Если человеку пришедшему проститься больше 60 лет, то ему поклоны делать не обязательно. Поклоны также не совершаются, если умерший (ая) никогда не состоял (а) в браке или еще не достиг (ла) совершеннолетия (20 лет). Когда уходят, не прощаются. Попрощаться можно в том случае, если не получается  прийти на похороны, тогда нужно мысленно попросить прощения у души покойного, за свое отсутствие в день похорон. Зачастую на похороны приносят материальную помощь в пределах своих возможностей. Деньги вкладывают в белый конверт, в который также вкладывается записка, в ней указывается сумма и от кого она. Помощь деньгами называется «пуэ».

Если нет возможности прийти на похороны, то можно сделать поклоны фотографии, если же таковой нет, то можно написать на бумаге фамилию, имя и отчество усопшего и сделать поклоны его душе. После окончания первой поминки листок необходимо сжечь.

Данненде

Перед тем как выносить усопшего нужно провести прощальный ритуал дома (данненде). Возле покойного ставят большой стол (десасан) для совершения деса. На стол ставят суп, рис, отварную курицу, фрукты и блюда, которые усопший любил при жизни. Перед большим столом ставят маленький столик. На него ставят рюмку с рисом (мосэ – вместилище души покойного) или какой-то другой крупой и в нее вставляют камышинки, а также устанавливается маленькая жаровня (хянпуль) с тлеющими стружками какого-нибудь ароматного дерева. До выполнения ритуала все должны помыть руки в тазу и вытереть чистым полотенцем. Человек, знающий обряды (чипса) кладет вилку и ложку к еде на столе, который стоит перед умершим. Старший сын покойного трижды наливает в рюмку водку, ставит на блюдце и крутит над жаровней. После этого отливает из рюмки 3 капли водки в мосэ и опять доливает в рюмку и крутит ею над жаровней. Затем чипса ее ставит на стол. Чипса и человек, который наполнял рюмку, трижды кланяются. После старшего сына этот ритуал совершают все члены семьи, родные и остальные присутствующие.

Оплакивание

На тот момент, когда выносят гроб, совершается обряд оплакивания. Первым выносят мёнгдёнг, после него венки (мандян), затем крышку гроба и сам гроб. Выносить гроб на улицу, а также везти на кладбище необходимо головой вперед. За гробом несут личные вещи покойного. Последующим обрядом становится прощальный ритуал с домом. Возле дома во дворе ставят гроб на табуретки и устанавливают маленький поминальный стол. Церемониймейстер процессии наполняет рюмку водкой и кладет вилку к курице, говорит слово прощания: «Расстаемся навеки», выливает водку на землю и бросает кусок курицы. Этим ритуалом задабривают злых духов, чтобы они не помешали в последней дороге.

На кладбище

Приехав на корейские похороныкладбище, нужно поставить мёнгдёнг рядом с ямой. Перед спуском гроба проводится траурный митинг, на котором руководящий траурной процессией рассказывает о жизненном пути, пройденном покойным, о его благих делах и достижениях, предоставляет слово друзьям и коллегам. После этого все прощаются с усопшим, закрывают гроб и на крышку укладывают мёнгдёнг надписью вверх, чтобы начало текста находилось у изголовья.

Возле могилки расстилают скатерть на насыпи и на нее ставят водку и закуску. Наполняют рюмку и совершают поклон, просят покровительства умершему, благодарят за могилу, которую предоставил дух земли.

После этого гроб спускают в могилу на белых жгутах (вафельных полотенцах), которые потом либо сжигают, либо отдают желающим.

Все присутствующие бросают в могилу по 3 горсти земли. Когда все бросили землю можно засыпать лопатами. Насыпь на которой находился «стол» разравнивают у ног усопшего. Реечки, на которых держался мёнгдёнг, сжигают. Начиная с древних традиций, корейцы хоронили головой на север, памятник ставили у ног. Надпись на памятнике делается с наружной стороны, для того чтобы проходящим мимо было сразу видно, кто здесь упокоен. Стараются сразу поставить оградку.

Ритуал деса - накрытый стол

У могилы повторяется ритуал деса. Для этого накрывают стол любимой едой покойного. Три раза наливают водку в рюмку и делают низкий поклон. Все присутствующие должны попробовать еду, чтобы усопший знал, кто с ним прощается. Вслед за тем как все присутствующие откланяются, церемониймейстер просит всех на одну минуту присесть и помолчать. В этот момент, считается, что душа усопшего пробует еду. По окончании минуты родственник складывает немного еды в кулек, и ставят его у правой ноги умершего в углу могилы.

Собирают нарукавные повязки и белые платки у всех, кроме членов семьи и это все сжигается, вместе с одеждой оставшейся после ритуала «хон», около изголовья покойного. Затем руководитель похорон созывает всех присутствующих для прощального последнего поклона. В том случае если людей много, то встают в ряды, и тогда первый ряд делают низкий поклон с касанием земли, а последующие ряды совершают только полупоклоны.

Поминки

После похорон, на 3-й день рано утром члены семьи берут с собой холодную пищу и едут на кладбище. Возле могилы преклоняют колени. Этот обряд называется первые поминки (самильде).

Следующие поминки делают в первую годовщину смерти (дольде). Затем отмечают 3-ю годовщину (самненде), а потом ежегодно по лунному календарю.

Если все поминальные обряды Вы решитесь выполнять самостоятельно, то важно распределить обязанности на ответственных людей, чтобы ничего не упустить. Важные действия: 1) пригласить родных и близких на похороны; 2) накрыть поминальный стол в доме, а затем на улице (во дворе); 3) организовать траурный столик на кладбище и коврики для поклонов; 4) закуп необходимых продуктов и напитков для поминок; 5) запастись молотком, гвоздями, спичками, бумагой для разжигания вещей, бензином и водой для мытья рук. Если Вы разделите эти обязанности на нескольких человек, то это позволит избежать неприятностей во время проведения похорон.

Траур

Вслед за похоронами идет период траура. Раньше человеку находящемуся в трауре необходимо было соблюдать множество запретов. Продолжительность траура в старые времена определялась по конфуцианским ритуальным предписаниям в зависимости от степени родства с покойным.

Самый продолжительный траур соблюдал старший сын, а за его отсутствием, старший внук, этот срок был 3 года. Позднее, примерно в шестидесятых годах, правила траура упростили и его срок был укорочен. В нынешнее время длительность траура по родителям равна 100 дням, но самым распространенным является срок в 49 дней. Во время соблюдения траура родственники покойного обязаны отказываться от любых развлечений.

МосРитуал - Контакты

МосРитуал

Телефон: +7 926 197-20-34

Адрес: 109387, Москва, Тихая ул. д. 24

E-Mail: mosritual.pro@gmail.ru

Обратная связь

Транспортировка умерших

Транспортировка умерших

Основные направления

МосРитуал
+7 495 518-20-75
КРУГЛОСУТОЧНО